Информационный портал для предпринимателей Bel.biz, бизнес-клуб и коворкинг IMAGURU и международная школа инновационного предпринимательства TechMinsk — важные для белорусской деловой среды проекты. T&P поговорили с их инициатором Татьяной Маринич об атмосфере стартапов, поисках вдохновения и особенностях ведения бизнеса на постсоветском пространстве.

«Через год вы будете другими людьми»

Учиться я привыкла много и хорошо: золотая медаль в школе, два красных диплома лингвистического и экономического университетов. Я работала в международной финансовой корпорации, крупной инвестиционной компании. Для карьеры в таких организациях МBА — необходимое условие. Но, пожалуй, основным все-таки был другой стимул — огромное желание узнать, как все работает в странах с иной системой ценностей, понять, смогу ли я.

Мое решение получить степень совпало с одним из главных периодов в жизни — беременностью. Наверное, это время, когда организм и душой и телом стремится ко всему новому, мне оказалось тесно в привычных рамках. Я не сомневалась, что это должна быть одна из лучших школ: если уж пускаться в приключение, то все должно быть на высшем уровне. IE Business School отличается сильным фокусом на предпринимательство. Но если честно, тогда я не могла оценить, насколько важным это станет в будущем. Я работала в корпорации и не планировала менять карьеру.

Известие о том, что меня приняли, настигло как раз в то время, когда родился ребенок. Я подумывала отложить обучение, так как первые месяцы были непростыми. Но все же решила двигаться вперед и очень благодарна мужу, который поддержал меня. Это было невероятное время подъема. В первый день знакомства в школе нам сказали: «Через год вы будете другими людьми». Это так: год учебы в IE изменил меня во многом.

«Оказалось, что понятие „много« не имеет границ»

Нас сразу предупредили, что от близких потребуется терпение. Тогда я пожала плечами, и подумать не могла, как много придется работать. Программа длилась 13 месяцев, и все это время я спала не больше пяти часов в сутки. Мой формат обучения совмещал удаленную работу и учебу в Мадриде и Шанхае. Я привыкла много трудиться, но оказалось, что понятие «много» не имеет границ. До сих пор вспоминаю, как однажды проснулась в 3 часа ночи с мыслью о том, что утром должна отправить своей команде драфт решения кейса по Cost Management. Преподавала его профессор из США, и, несмотря на все обаяние американцев, этот предмет не входил в список любимых. В ту ночь я вскочила и до утра работала.

Ответственность и умение взаимодействовать с людьми, которые находятся в разных точках мира, — это еще один незаменимый навык, который приобретаешь в школе. В моей команде были студенты из Канады, Японии, США, Великобритании, Франции, так что приходилось подстраиваться под разные часовые пояса, чтобы всем было удобно. Diversity — одно из главных качеств IE. В том числе это — возможность общаться не только со студентами, но и с преподавателями, большинство из которых являются действующими предпринимателями из Франции, Испании, Германии, США и других стран.

Через год после окончания школы я задумалась о своем деле и еще через шесть месяцев открыла его

Один из самых ценных навыков, приобретенных в IE, — это способность получать новые знания всегда и везде, быть открытым к инновациям и развиваться в соответствии с требованиями рынка. Школа не может дать тебе ответы на абсолютно все вопросы, но одна из ее главных задач — научить учиться. Полученные знания не столько оберегают от ошибок, сколько помогают их правильно анализировать и делать выводы.

Больше, чем учеба

Учеба в школе — больше, чем учеба. Это коммуникация с очень умными, образованными и интересными людьми, которые заставляют тебя по-другому смотреть на привычные вещи. Преподаватель операционного менеджмента Луис Солис сразил меня своей харизмой, умением держать аудиторию и легко говорить о самых сложных вещах.

Я навсегда запомню простой на первый взгляд вопрос, который он задал в рамках офф-топ дискуссии, — чем вы занимаетесь? Получилась неожиданно интересная беседа. Многие пытались говорить о своем бизнесе или об отделах компаний, в которых они работают. На самом деле Солис дал нам возможность подумать над ролью каждого из нас в процессах, которые происходят вокруг. Что делают владельцы бизнеса? Они принимают решения каждый день, каждую минуту здесь и сейчас. Очевидно, что, осознав эту свою роль, можно думать дальше над тем, как сделать этот процесс эффективным. Пожалуй, об этом стоит размышлять время от времени.

© Олег Бородин

© Олег Бородин

Хорошо помню класс по Organizational Behavior, особенно темы лидерства и работы в команде, которые разбирались на примере фильма «12 Angry Men». Несколько дней мы смотрели эпизоды и разбирали каждую фразу, движение, реакцию участников дискуссий. В рамках различных дисциплин очень интересно обсуждать и решать кейсы. Все они построены на реальных историях европейских и мировых брендов. Скажу честно, зачастую мне не хватало потребительских знаний. Поэтому, изучая, например, конкуренцию текстильных брендов Zara и Cortefiel, ты мог сходить в ближайший торговый центр и посмотреть, как реально работают эти компании с точки зрения потребителя. Это дает несколько иное представление о бизнесе, особенно с учетом подробной информации, в том числе финансовой, которая дается в кейсе. Это то, чего очень не хватает нашей системе обучения.

Атмосфера стартапов

Почему-то считается, что, если хочешь стать инженером или врачом, нужно получить профильное образование, а если руководителем или владельцем бизнеса, то необязательно. Это заблуждение. Да, сегодня как никогда ценятся междисциплинарные знания и навыки. Например, лингвистическое образование помогает в коммуникации и понимании культурных особенностей, что сегодня очень важно в бизнесе. Но для управления компанией этого недостаточно. Я всегда знала, что буду управлять людьми, процессами и принимать решения. Через год после окончания школы я задумалась о своем деле и еще через шесть месяцев открыла его.

Кто знает, может быть, сегодня вы бы зарабатывали не миллион, а миллиард, получив необходимые инструменты

В стартап-индустрию я пришла благодаря встрече с интересными людьми. Мне везет на учителей. Несколько лет назад в США и Эстонии я увидела показательные примеры стартап-экосистем. Мой друг Дмитрий Бурнашев в то время отвечал за развитие такой системы в Эстонии. Он показал мне на конкретных примерах, какие инструменты применяются, что работает лучше, каковы ошибки и как их можно избежать. Контакты рождают контакты. Я знакомилась с лидерами мирового стартап-движения, ездила в Кремниевую долину, Лондон, Берлин, Хельсинки, Мадрид, страны Балтии, изучала работу акселераторов, венчурных фондов, модели поддержки стартапов в мире. Я посвятила изучению индустрии несколько лет, за которые этот мир буквально влюбил в себя своей атмосферой, желанием изменить мир к лучшему, открытостью, свободой, творчеством, инновациями.

Мне казалось, что именно такой культуры в Беларуси не хватает как воздуха. Технологические стартапы могут стать будущим страны, основанном на неплохом инженерном образовании, историях успеха и развитой аутсорсинговой отрасли. Так я стала думать, что можно сделать интересного и полезного в этой нише.

«Идей у меня всегда больше, чем нужно»

Bel.biz — моя первая компания, управляя которой, я совершила много разных ошибок. Но, наверное, без них не получились бы IMAGURU и другие проекты. Сегодня Bel.biz вновь набирает силу благодаря приобретенному опыту, новым бизнес-стратегии и команде. Все мои бизнесы дополняют друг друга. Их миссия лежит вокруг одной идеи — дать человеку возможность расширить собственные границы, мотивировать и помочь ему реализовать бизнес-мечту. Мы, прежде всего, работаем с проектами завтрашнего дня: быстрорастущими инновационными и технологическими компаниями, направленными на глобальный рынок.

Мне неинтересно повторять то, что делают другие, даже если это прибыльно

Во-первых, мы даем им знания, которые помогают строить бизнес, — развиваем программу для технологических стартапов TechMinsk и линейку бизнес-тренингов IFC Business Edge. Во-вторых, предоставляем место для работы с особой атмосферой, которая стимулирует выходить за рамки обыденного. Бизнес-клуб IMAGURU — это коворкинг, интернет, кухня, удобная парковка, комнаты для переговоров и встреч с клиентами, которые находятся в центре Минска. В-третьих, мы создаем условия партнерства — встречи с менторами и инвесторами из разных стран, стартап-конкурсы, хакатоны, буткампы, встречи с руководителями успешных компаний Европы и США, приглашаем экспертов из Кремниевой долины и организуем обучающие туры туда или в стартап-хабы Европы.

Я занимаюсь стратегическим руководством всех этих направлений. Много путешествую, часто общаюсь с иностранными коллегами. Это дает определенную подпитку, знания, контакты, из которых рождаются идеи бизнеса. Их у меня всегда больше, чем нужно. Сейчас думаю над созданием Innovation Lab. Мне неинтересно повторять то, что делают другие, даже если это прибыльно. Работа в сфере инновационных стартапов подталкивает принимать инновационные решения, которые меняют рынок или отрасль. Это непросто, так как новые продукты не идут вслед за спросом, а формируют его. В моей бизнес-карьере такое приходилось делать не раз: не всегда успешно, но всегда интересно.

Смогла бы я построить такой бизнес без MBA? Уверена, что нет. Знания, приобретенные в бизнес-школе, дают возможность выстраивать стратегию развития и принимать важные решения, быть лидером и мотивировать команду на успех. Это происходит и после окончания учебы. Когда в школе появился коворкинг Area 31, я сразу пришла туда. Это место для совместной работы над стартапами, созданное при IE Venture Lab, доступное и для выпускников. Их встречи по четвергам — отличная возможность пропитчить свой проект перед инвесторами и широким кругом студентов и экспертов. Там я встретилась с директором Wayra Гари Стюардом, который в апреле приедет в Минск. Идея таких встреч мне настолько понравилась, что, несколько изменив, я перенесла ее в свой коворкинг: похожие встречи проходят в формате Friday Pitch в последнюю пятницу месяца. Проекты презентуют себя, происходит разбор полетов вместе с сообществом. Мнение со стороны очень важно на разных этапах развития, и те, кто не боится делиться своей идеей, получают не только реальный фидбэк, но и хорошую порцию пиара.

Бизнес в любой точке земного шара

Различия в менталитете порой являются преградой для установления контактов и развития бизнеса. С этим сталкиваются и новички, и известные бренды. Пример тому — компания UBER, которой очень сложно вести бизнес в Европе. Поэтому так необходимы навыки межкультурной коммуникации. В IE они изучаются в теории и практике ежедневного общения.

Конечно, ведение бизнеса на постсоветском пространстве — отдельная история. Здесь работают свои законы, бизнес-культура только начинает возникать, многие отрасли не развиты, ограничен доступ к финансовой информации, экономическая ситуация нестабильна, случаются кризисы, девальвация, есть политические риски. Особенности рынка, в котором работаешь, конечно, влияют на используемые подходы. То, что работает в относительно стабильной Европе, может сильно отличаться от так называемых новых рынков.

Бизнес-образование — одно из наших направлений. В Беларуси спрос на образование, в принципе, пока невелик. Он только сейчас начинает расти вместе с новым поколением людей, которые не смотрят телевизор. Причин тому несколько. Самая главная кроется в системе ценностей, которая сложилась в обществе и поддерживается государством. Другая причина — небольшая история предпринимательства, историй успеха мало. Многие же успешные предприниматели считают, что учиться бизнесу не обязательно, этому «учит жизнь». В определенной степени это так: если бизнес успешен, человек может быть доволен результатами. Однако, отказываясь от бизнес-образования, мы отказываемся от новых возможностей. Кто знает, может быть, сегодня вы бы зарабатывали не миллион, а миллиард, получив необходимые инструменты. Для бизнеса важно иметь хорошие амбиции и делать что-то особенное для своих клиентов.

Бизнес-инструменты везде одни, в их основе — построение эффективной команды, умение принимать стратегические решения, понимание, по каким принципам развивается рынок, способность прогнозировать спрос и финансовый рост компании. Знания, полученные в школе, дают уверенность в том, что ты способен делать бизнес в любой точке земного шара.