В рамках спецпроекта «Мастер-класс» T&P поговорили с исполнительным директором Карьерного центра IE Business School Амбер Вигмор Альварез об актуальных специальностях и личных качествах, которые ищут рекрутеры прямо сейчас.
О международной карьере
Каждые две недели я нахожусь в новой стране. Я встречаюсь с компаниями и знакомлю их с профилями наших студентов, чтобы потом, когда им понадобится талантливый человек, они смогли к нам обратиться. Это одна из моих главных профессиональных задач, и в 2014 году мы обеспечили наших студентов 6600 вакансиями, половина из которых — международные. Мы работаем со студентами более 90 национальностей, которые ищут свободы передвижения и от этого невероятно мобильны. Более 20 процентов наших выпускников живут не там, откуда они приехали.
В своей работе мы используем ресурсы, такие как провайдер Going Global, который разрабатывает гиды по крупным компаниям в разных странах. Для студентов это прекрасное начало: они узнают о визовых требованиях, вступают в сообщества и обрастают сетью контактов, что позволяет им узнавать о лучших вакансиях на конкретных рынках и хэдхантеров, которые ими занимаются. Мы также приглашаем в кампус официальных представителей стран из посольств по вопросам визовой поддержки, в том числе и Испании, для консультации иностранных студентов, которые желают остаться работать здесь и в Европе. К тому же мы организуем волонтерские сессии для тех, кто рассматривает для карьеры страны Африки или Азии, тем самым открывая нашим студентам возможности во всех частях света. Ежегодно мы проводим карьерные ярмарки, в которых участвует множество компаний из разных стран. Если русская команда заинтересована в найме наших русских студентов и понятно, что постоянно летать из Мадрида в Москву и обратно невыгодно, мы предоставляем нашу веб-платформу — проводим онлайн-мероприятия и вебинары.
О русских студентах
Никогда бы не сказала, что наши русские студенты ленивые, даже наоборот. Недавно я была на встрече в одном из московских экономических университетов, и меня очень впечатлили вопросы, которые ребята задавали по поводу их будущей карьеры. Но есть одно но. На занятиях по составлению резюме и сопроводительного письма, где мы обсуждаем, как правильно описывать свои достижения, я говорю моим студентам: «Будьте не просто хорошими, а великолепными кандидатами». И с этой точки зрения я бы сказала, что русским соискателям следовало бы быть не такими напористыми и самоуверенными, когда речь заходит об их опыте.

© Олег Бородин
Нужно помнить, что на одно рабочее место с вами может претендовать от 250 до 300 студентов бизнес-школ, и 9 или 10 из них будут вашего уровня, если не выше. Так что я часто объясняю моим студентам, как важно показать работодателю свои прекрасные личные качества и умение общаться. Если вы сталкивались с ответственным заданием на предыдущей работе, то лучше рассказать конструктивно, в чем было испытание, в каком контексте вы принимали решения и, самое главное, к какому результату эти действия привели. Поэтому моим советом для русских студентов будет не быть скромнее, но научиться ясно и точно описывать свои достижения, а не просто стараться выглядеть максимально конкурентоспособными.
О карьере в кризис
Кризис открывает глаза на новые рынки, которые раньше могли и не рассматриваться. Если студенты всегда были сосредоточены на карьере в финансах или консалтинге в Великобритании и США, то с кризисом они все больше принимают во внимание, например, Дубай или Сингапур. Поэтому мы организуем специализированные географические и индустриальные мероприятия. Мы провели первый в Москве CIS Talent Day, недавно это событие уже во второй раз состоялось в Мексике, а в конце месяца я поеду в Колумбию, где оно также состоится впервые.
На любом этапе карьерного развития, а особенно в начале пути, очень важно не бояться рисковать, и сейчас как раз время для этого. Но также важно иметь цель и сохранять ясность понимания, что вы делаете, то есть иметь очень четкую карьерную стратегию: кем вы видите себя через 6 месяцев или через год, а кем — через 3-5 или через 10 лет. Важно в любом случае иметь четкий фокус, вне зависимости от кризиса.
Отношения — это валюта, которой оплачивается карьерный успех
В сложные времена кризиса не нужно недооценивать нетворкинг. На своих занятиях я также всегда говорю студентам тянуться к необходимой им сети контактов. Только 33 процента вакансий публикуются официально, оставшаяся же часть скрыта. Так что студентам важно интенсивно налаживать рабочие связи, участвовать в мероприятиях и пользоваться преимуществами открытости и масштабности комьюнити нашей бизнес-школы. Кризис только лишь усиливает значение нетворкинга и показывает, что отношения — это средства. То есть с точки зрения товарно-денежного обмена отношения — это валюта, которой оплачивается карьерный успех. В такие времена сферы деятельности и подходы к работе меняются. Возможно, в сложный момент в ситуации высокой конкуренции кто-то даст шанс именно вам, потому что уже будет знать вас и ваше отношение к работе.
О трендах в бизнес-образовании и запросах рекрутеров
Мы очень тесно работаем с менеджментом программ нашей школы. Так как я постоянно контактирую с рекрутерами и представителями различных компаний, я вижу, какой участок программы мы должны скорректировать с точки зрения новых возможностей реализации студентов и потенциала их роста. Мы организуем круглые столы с эйчарами и сотрудниками топовых компаний из разных индустрий, где спрашиваем их о качествах, которые они ищут в студентах в данный момент, с какими должностями или задачами возникают сложности.
На последнем круглом столе мы собрали представителей ведущих страховой, аудиторской и консалтинговой компаний. Все они говорят, что нуждаются в специалистах, связанных с большими данными и

© Олег Бородин
Наша школа входит в один из ведущих рекрутинговых альянсов — The MBA Career Services and Employer Alliance (MBA CSEA). Одна из наших активностей — это корпоративный подбор персонала: бизнес-школы со всего света, карьерные центры, как наш, исследуют, чего хотят рекрутеры. Если раньше они искали у кандидатов общие навыки управления, сейчас, больше чем когда-либо, они требуют коммуникативных качеств и мобильности. Новые сотрудники, занятые в отдельных проектах или отделах, должны обладать гибкостью и подвижностью, чтобы в случае ограничения ресурсов или реструктуризации компании быстро суметь стать ценным членом нового отдела и новой команды. Все это непосредственно связано с кризисом.
О career education
Работа карьерного центра IE состоит из трех программ: образовательной, консультационной и коммуникации с работодателями. Вне зависимости от программы мы начинаем работать со студентами еще до их приезда в кампус, затем каждому студенту назначается наставник по карьере из моей команды, который курирует его в течение всего срока обучения. Научить людей строить карьеру — наша фундаментальная задача.
Образовательная программа — мы называем ее карьерным фитнесом, — состоит из приемов использования социальных медиа для поиска работы, воркшопов по составлению резюме и сопроводительного письма, навыков обсуждения условий работы и заработной платы, техник успешного собеседования и продвижения по карьерной лестнице.
Мы не меняем качества кандидатов, а помогаем вписаться в сферу, которая им интересна
У нас два клиента: студенты, которым нужно гарантировать трудоустройство, и компании — поставщики новых возможностей. Мы сотрудничаем с четырьмя тысячами организаций: приглашаем их в кампус для презентаций, они присылают нам новые предложения, которые публикуются в нашем банке вакансий. Причем я прошу не просто присылать описания работы, а настаиваю на долгосрочном сотрудничестве. Компании приходят на наши карьерные ярмарки, участвуют в карьерных неделях, вебинарах. Мы — источник талантов для них. При этом мы не меняем качества кандидатов, а помогаем вписаться в сферу, которая им интересна.
У меня есть ощущение, что в России пока не существует карьерных центров как таковых: по вопросам студентов, о которых я говорила выше, чувствовалось, что им не хватает, чтобы кто-то их направил. В прошлом году на базе IE я организовывала конференцию, посвященную карьере. У нас было 85 директоров карьерных центров, и только один из них был из России. Но эта модель уже начинает внедряться в российские университеты.
О персональном брендинге
Когда дело заходит о личном брендинге, важно понимать, чего вы хотите, и четко ставить цели. Можно сказать либо «я заинтересован в интересных возможностях в России», либо «я заинтересован в карьере в управлении поставками в России». Нужно упростить задачу человеку, с котором вы разговариваете. Так же и с резюме. Так как его будут смотреть 5–10 секунд, все самое важное должно быть в первых пяти строках. И именно эта часть должна соответствовать тому, что вы называете вашим персональным брендом. В LinkedIn больше пространства для самопрезентации, используйте его полностью, так чтобы информация о вас была более разнообразной, гибкой. Старайтесь, чтобы все, что вы напишете, сочеталось между собой и отражало ваши возможные последующие шаги. Как только вам становится понятно, кто вы, это начинают понимать и остальные.
Если вы просите совета, то получите работу, а если попросите работу, вам дадут совет. Понимание этого важно для карьеры, в том числе и тех, кто, уже имея опыт в бизнесе, хочет что-то изменить. В настоящее время LinkedIn меняет взгляд на подбор персонала. У людей очень много дел, и нужно корректно с ними взаимодействовать, поэтому я говорю, что лучше спросить совета, а не просто заявить: «Я хочу работать в этой компании». Начинать нужно с людей из вашей же школы, тем более когда под рукой есть все необходимые инструменты, такие как тот же LinkedIn и его раздел linkedin.com/alumni. Используя разные фильтры, например названия компаний, вы можете найти выпускников вашего университета, которые работают (работали) там, где хотели бы вы. Спросив у них совета, вы, скорее всего, получите помощь.
О том, как определить сферу личных интересов
Сегодня традиционная карьерная лестница с ее вертикальной системой должностей и возможностей для роста работает по-другому — процесс достижения успеха в работе меняется. Иногда вместо повышения нужно вернуться на шаг назад. Я разговаривала с одной студенткой здесь, в Москве. Раньше она никак не была связана с работой в международных организациях, а сейчас это то, чем ей хотелось бы заниматься. Для нее это шаг назад, потому что придется вернуться на уровень студенческой практики или волонтерства. Но, с другой стороны, это возможность вырасти в сфере, которая нравится.
Иногда просто сложно понять, чего вы хотите. Для этого тоже есть инструменты, например техника, которую студенты называют «карьерным лидером». Она состоит из трех тестов, которые многим помогают понять, что им нравится больше всего, и построить на основании этого подходящую карьерную стратегию. В течение программы у студентов меняются интересы, взгляды и цели, так что мы проводим этот тест еще раз в середине обучения и в конце.
О мотивации и о том, что вдохновляет
Я считаю, что лучший мотиватор и ключ к успеху — это наставник, ментор, — кто-то, кому вы доверяете, кто может помочь вам найти баланс и быстро встать на ноги, если вы упали. Кроме того, если это случилось, важно уметь подниматься без излишнего анализирования. Да, учитесь на ошибках, но улыбайтесь и продолжайте двигаться как можно скорее, не цепляясь за то, что пошло не так. Понятно, что говорить проще, чем делать, поэтому и нужна система поддержки — хороший ментор.

Бывает, просыпаясь, не находишь вдохновения и энергии. Я думаю, это означает, что человеку чего-то не достает: образования, навыков или лидерских качеств. Вы не можете чего-то найти, потому что где-то отсутствует важная деталь. Тот, кто образован в соответствии со своими карьерными предпочтениями, кто работал над укреплением тех умений, которые помогают получить новую работу и реализоваться в ней, не должен столкнуться с персональным кризисом. Конечно, в карьере любого человека случаются сложные времена, и тогда ключевое действие — понять, где вы находитесь и где бы вы хотели оказаться через шесть месяцев, год, пять лет и что вы должны для этого сделать. В
О понятии успеха
Мне кажется, каждый должен установить для себя, что такое успех. Кого-то мотивируют деньги, кого-то — выход на новый уровень ответственности, возможно, управление большими бюджетами или большим количеством людей, кто-то просто заряжается от того, что делает. Всем необходимо решить, каковы условия, при которых наступает успех. Я считаю себя очень успешной, потому что у меня девятилетние дочери-близняшки и я люблю свою работу. Я очень много езжу по миру, получаю доктора философии в области экономики, и у меня своя компания, которая занимается интеграцией иностранных фирм в испанский рынок. Все это занимает 150 процентов моего времени, и
Я не вижу себя ни в чем другом. 16 лет назад я получила MBA в IE и сейчас пользуюсь возможностью отблагодарить их. Для меня огромное удовольствие — помогать людям, которых нужно сориентировать и направить в карьере. Мне нравится ездить по миру и узнавать, как живут студенты и с какими трудностями они сталкиваются, чтобы затем на основе этого улучшить программы обучения. И это мой адреналин, ведь я могу делать все то, что люблю.