В рамках спецпроекта «Мастер-класс» T&P поговорили с Михаилом Бакуниным о том, зачем кандидату экономических наук понадобилась степень MBA, а также о стажировке на Филиппинах, работе в Nissan, развитии собственного проекта и рождении сына в Испании.
О стремлении к новому
Так сложилось, что особенной репутацией в нашем городе (Казани. — Прим.ред.) всегда пользовались языковые и математические школы. Обучение в них — особая культура с уклоном в англосаксонский мир: английский с семи лет, в старших классах технический перевод, театр и программы обмена со школами Объединенного Королевства. Впервые я побывал в Лондоне в 1996 году. Уже тогда город показался мне родным и знакомым: топик «London is the сapital of Great Britain» мы учили с малых лет. Позднее в вузе я выбрал специальность «внешэконом», изучал немецкий и участвовал в конференции Университета Ганновера. Ближе к 30 моя карьера в Москве успешно складывалась, но останавливаться на этом мне совсем не хотелось. Я всегда задавался вопросом: «Возможно ли достичь того же в чужой культуре и языковой среде?». К тому же вокруг было много заразительных примеров одноклассников, которые уже учились и работали по всему миру.
Жениться можно сколько угодно, а вот бизнес-школу выбираешь только раз
К выбору именно MBA-программы меня подтолкнул университетский товарищ по обмену Рудигер Хессе. В те годы Руди трудился в Москве в Siemens, а за спиной у него уже был трехлетний опыт работы в Индии. Педантичный немец очень серьезно готовился к поступлению: посещал MBA-ярмарки, подавался на стипендии, строил финансовые прогнозы. Хотя цели у нас были разные, его методы подготовки к поступлению мне показались очень убедительными. В
С момента принятия решения до распаковки чемоданов в Мадриде прошло примерно три года. За это время мне удалось сдать экзамены и поступить, съездить на кампус, скопить нужную сумму для оплаты обучения и проживания, а также с нуля выучить новый язык до уровня, который позволил мне самостоятельно снять квартиру в Испании. Так что вылетали мы с супругой из Москвы хорошо подготовленными и с четкой установкой — получить международный опыт.
Об ожиданиях
О процессе обучения я изначально глубоко не задумывался. Были общие представления о методах: разбор кейсов, работа в группах. Настроен я был даже немного скептически — чему там могут научить кандидата экономических наук с опытом работы в маркетинге, продажах, финансах и товародвижении? Отношение к учебе изменилось очень быстро. Годовые европейские программы по объему материалов и количеству часов покрывают 85% американского двухгодичного курса MBA. В классах создается высокая конкуренция за счет ограниченного количества «пятерок»: твои успехи оцениваются относительно одноклассников и распределяются по кривой Гаусса. При этом практически невозможно получить высокий балл, если твоя малая группа (обычно 6–7 человек) провалила задание. IE Business School сделала все возможное, чтобы мы выпали из зоны комфорта в первые же дни обучения.
Чему там могут научить кандидата экономических наук с опытом работы в маркетинге, продажах, финансах и товародвижении?
С точки зрения фундаментальных знаний пришлось кое-что повторить, но уже на английском языке. Некоторые предметы стали просто откровением. К таким могу отнести «Организационное поведение» с легендарным Фернандо Бартоломе, где мы разбирали этические и психологические аспекты ведения бизнеса. Канадец Рольф Стром-Олсен проводил параллели с античностью и учил нас критически мыслить. Американцы Джозеф Пиструи и Париж де Л'Этра на практике учили создавать новые компании. Поверьте, презентациями в PowerPoint мы не ограничивались.
Как и в любом бизнесе, в индустрии бизнес-образования работает эффект масштаба. Большие школы, такие как IE, могут позволить себе оплачивать гонорары именитых лекторов. Например, маркетинг нам преподавал топ-менеджер из Telefónica, консалтинг — партнер из McKinsey, а предмет «Бизнес, государство и общество» — один из руководителей первой предвыборной кампании Обамы. Все это очень сильно расширяет кругозор, а в твоем окружении появляется большой процент людей, у которых хочется учиться и на которых хочется равняться.

Учеба учебой, но вот «работу» по поиску места работы тоже никто не отменял. Этот процесс я назвал работой не случайно. Только отшлифовка резюме со специалистом карьерного офиса у меня заняла два месяца. Поиск стажировки начинается на MBA практически с первого дня. Практика (Internship) — дело личного выбора, но если есть желание поменять географию, то дополнительная строчка в резюме не помешает. Дело в том, что многие работодатели ставят обязательным требованием международный опыт. Чтобы пройти этот технический фильтр, двух-трех месяцев практики бывает достаточно. Стажировка в ведущих консалтинговых компаниях — положительный признак для рекрутера и работает как маячок в твою пользу.
Ну и сам поиск работы обычно занимает месяцы, в особенных случаях — годы. Это связанно с тем, что студенты MBA имеют высокие амбиции и цели что-то в своей жизни изменить — будь то отрасль, функция или страна. У меня как раз была последняя цель, но сложилось так, что поменялось все.
Об учебе
Многие преподаватели IE не ограничивают взаимодействие со студентами школьной аудиторией. Нам часто случалось продолжить обсуждение интересной темы в баре напротив, а ранее упомянутый профессор Рольф создал клуб, собрания которого проводились исключительно в неформальной обстановке. В Facebook распространялся материал, обязательный для прочтения, а сама дискуссия качественно модерировалась преподавателем.
На учебу в Мадрид ежегодно слетаются студенты из 80 стран мира. На выпуске сеть международных контактов расширяется колоссально. Конечно, не со всеми складываются близкие и дружеские отношения, но связь поддерживается за счет работы локальных клубов IE и социальных сетей. Например, представительство школы в Париже организует пять-шесть мероприятий в квартал. Это может быть как ужин выпускников, так и семинар с
Современные бизнес-школы очень большое внимание уделяют адаптивности и способности работать в мультикультурном коллективе: без этих качеств можно забыть об успешной карьере в международной корпорации. Распределяя студентов по группам, школы намеренно перемешивают страны и специальности и мотивируют на достижение совместных целей. Многим нелегко даются подобные эксперименты. Усложняется ситуация тем, что вокруг все считают себя лидерами. Бывают и конфликты. В конце первого семестра по программе мы должны были обменяться комментариями о работе друг друга. Этот день многим запомнился: не зря же говорят, что человека узнаешь, когда с ним работаешь или живешь. Не всегда легко услышать критику от равного, воспринять ее конструктивно и продолжить работу в позитивном ключе.
Многому я научился и на семинарах специально приглашенного консультанта по карьере швейцарца Даниэля Поро. Его методы достаточно прагматичны и практичны — это и выработка персональной карьерной стратегии, и правильный фокус при поиске, и резюме, и сопроводительное письмо, и интервью, и обсуждение предложения о работе. Занятия Даниэля всегда проходили со специфическим юмором, а объяснения сопровождались прорисовкой персонажей на экране. Он прекрасно разъяснил нам картину мира не только со стороны кандидата, но и со стороны работодателя, поэтому на каждом этапе интервью я пересматривал конспекты его семинаров.
О лучшем периоде жизни
Многие называют получение MBA лучшим периодом своей жизни, которая наполняется яркими моментами. Самым первым и главным событием для моей семьи было рождение сына на четвертом месяце пребывания в Мадриде. Надо сказать, что мы были не одиноки в подобном решении. Рожали с разницей в один день с американской парой. Это нас сильно сблизило: в потоке появилось двое папочек, у которых была дополнительная нагрузка к сессиям. С точки зрения медицины не было никаких сложностей. Страховка полностью покрыла расходы, а качество медицинских услуг было на высоте. Испания впечатлила своей дружелюбностью к детям, но вот бюрократия заставила нас поменять кое-какие планы. На стажировку в Филиппины я в итоге отправился один, а семья осталась в Мадриде.

фото предоставлено Михаилом Бакуниным
Практика в немецком стартапе в Маниле запомнится мне на всю жизнь. Бизнес-инкубатор Rocket Internet имеет спорную репутацию, но это не мешает компании запускать десятки успешных интернет-проектов по всему миру. В
О The Talent Bond
Вернулся я в Мадрид еще более вдохновленный идеей предпринимательства. В последних семестрах студенты MBA самостоятельно составляют себе программу обучения. Здесь я в очередной раз оценил преимущества обучения в крупной школе. Список предметов по выбору просто нескончаемый на английском и испанском языках. Я сконцентрировался на разных аспектах предпринимательства и маркетинга. Открытием стало направление корпоративного предпринимательства, но ничто не может сравниться с практической разработкой и развитием проекта. На курсе «Knowledge Incubator» мы прошли весь процесс от создания концепта до разработки целевой веб-страницы, от сбора комментариев от потенциальных клиентов до презентации проектов перед реальными инвесторами. Как раз в год моего обучения IE запустила бизнес-инкубатор, выделив под него этаж в учебном корпусе. Так материализовался коворкинговый концепт Area 31.
Оплатить MBA или вложить эти средства в стартап?
После выпуска с двумя одногруппниками-испанцами мы на конкурсной основе попали в эту среду и продолжили работу над проектом, который задумывался еще за школьной партой. Идея The Talent Bond была в создании платформы, где потенциальные студенты смогли бы получить финансирование обучения по программе MBA от выпускников школы или дружественных организаций. Мы нашли юридическое решение задачи, обеспечили спрос, но вот с инвесторами вопрос двигался достаточно медленно. Заканчивались накопления, истекал срок действия вида на жительство — пришлось заморозить проект до лучших времен.
Многие задаются интересным вопросом: «Стоит ли оплачивать MBA, если эти же средства можно вложить в стартап и получить аналогичный практический опыт?». Во многом решение зависит от объема тех же сбережений. Среди моих одноклассников было много представителей семей с средним и крупным бизнесами, которые целенаправленно искали направления для семейных инвестиций и пробовали себя в различных проектах. У работодателей также начал вырисовываться тренд, когда к требованиям к кандидатам стал добавляться предпринимательский опыт. Примечательно то, что под культуру глобальной корпорации может не подойти профиль классического стартапера, а вот менеджер со степенью MBA, опытом работы в крупных структурах и несколькими предпринимательскими проектами за плечами может очень даже заинтересовать, что в принципе и произошло в моем случае.
О работе в Nissan
Предложение о работе в Nissan я получил с помощью карьерного центра IE. Ежегодно Nissan набирает 3–5 человек со степенью MBA из пяти бизнес-школ. В этот короткий список заслуженно попадает и моя альма-матер. Диплом IE открывает двери, но дальше — все в твоих руках, конкуренция — сотни человек на место. Мне посчастливилось оказаться среди финалистов и попасть в «Глобальную ротационную программу развития».
В настоящее время я работаю в европейской штаб-квартире под Парижем в подразделении «Развитие нового бизнеса» — это проекты, напрямую не связанные с производством и продажей автомобилей. В зоне моей ответственности — корпоративный каршеринг и партнерства с энергетическими компаниями в сфере электрических автомобилей. Здесь идеально сошлись мои личные интересы и интересы компании. По большому счету, речь идет о корпоративных стартапах внутри устоявшейся организации. Оба направления достаточно слабо развиты в России, но в Западной Европе это вопросы уже сегодняшнего дня. Альянс Renault-Nissan — абсолютный лидер в области производства и продаж электроавтомобилей с долей рынка в 58%, и любые начинания в этом направлении находят серьезную поддержку со стороны руководства компании. Безусловно, без степени MBA от IE Business School я не смог бы получить эту работу, да и, честно сказать, вряд ли был бы готов работать с коллегами и партнерами из разных стран в малознакомой для меня отрасли.
О жизни в Европе
Оформить документы на длительное проживание в Европе — это вопрос нескольких месяцев. Процесс не из самых приятных, но и не смертельный. Мне пришлось семь раз появиться в испанском консульстве в Москве из-за «ошибок» в переводах, которые были сделаны не в их любимом центре переводов за углом. Совет здесь простой — запастись терпением и пройти через все эти процедуры. Непосредственно в Мадриде школа уже помогает с оформлением документов: процесс долгий, но несложный.
У IE есть одно неоспоримое преимущество среди прочих бизнес-школ — ее расположение. Количество солнечных дней в году в Испании — где-то между 200 и 300, страна дружелюбна, открыта и доступна в финансовом плане. Корпуса школы расположены в
Многие студенты, чтобы разнообразить опыт, выбирают программы обмена с другими университетами, что я также считаю прекрасной идеей. Большой популярностью пользуются два направления — США и Китай. Если это не ознакомительная поездка, а полноценные пара семестров, то на выпуске у тебя на руках два диплома, плюс возможность воспользоваться услугами двух карьерных центров, то есть расширить географию своих поисков и повысить шансы на трудоустройство.